Казачья форма

Казачья одежда создалась путём развития традиций и местных художественных вкусов предшествующих степных народов, преимущественно татар.
Делится на культурные ареалы в зависимости от казачьего войска — донские, терские, уральское и т. п.

Элементы
По описаниям и старинным зарисовкам главными частями мужской одежды казаков служили:
  • широкие шаровары на учкуре;
  • бешмет (аналог рубахи-гимнастерки) до колен или короче с закрытой грудью, с цельными передними полами, правая поверх левой, с мягким воротником и с застежками на крючках посредине груди, при спине по талии-обрезной и с двумя-тремя парами складок от пояса вниз, со свободными рукавами;
  • суконный верхний кафтан, по названию «чекмень» — на Дону, «керея» — у запорожцев, шитый так же как бешмет, но с открытой грудью, при узком шалевом вороте или вороте обшитом широкой тесьмой. Гоголь упоминает о казачьих жупанах синего, красного и желтого цветов. Рукава широкие схваченные манжетами, часто откидные с задним локтевым прорезом; запорожская керея имела такие же широкие, но короткие рукава, выше локтя, то есть подобные тем, какие по Константину Багрянородному в Х в. были у торков-узов;
  • на голове казаки и их предки всегда носили цилиндрические меховые шапки различной высоты, в старое время с клиновидным тумаком.
В 1864 г. русский академик Стефани приметил, что казачьи бешметы во всем подобны скифским кафтанам. Одежду подобного типа, длинные чекмени, с названием «казак» Иосафат Барбаро видел в Азове и в Персии (XV в. Путешествие в Тану и Персию).


Форменная одежда
Знаки отличия
  • Лампас — цветная нашивка на боковом шве брючины (шаровар), обозначает принадлежность к войсковому казачьему сословию, а цвет указывает на принадлежность к конкретному войску, обычно совпадая по цвету с околышем фуражки и верхом папахи. Казачий лампас, в отличие от других (регулярных) частей русской, а также иностранных армий, прежде всего является символом вольности, сословной принадлежности; лампасы — неотъемлемая часть формы казака, даже в мирное время.
  • Офицерские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно[1].
  • Серьги — означали место в роду. «Например, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе; последний в роду носил серьгу в правом ухе. Две серьги означали единственного ребенка у родителей»[1].


Кокарда высших, главных и старших чинов

- металлическая, серебристого цвета, овальной формы. Боковая поверхность кокарды имеет 32 луча. Лучи двугранные, грани рифленые. Центральная часть кокарды плоская и состоит из концентрических эллипсовидных полосок. Первая (внешняя) и третья полоски серебристого цвета с зубчатым узором, вторая и четвертая покрыты бирюзовой эмалью.

Кокарда младших чинов и урядников
- металлическая, серебристого цвета, овальной формы. Боковая поверхность кокарды в виде многочисленных кружков, примыкающих друг к другу, имеет по краю ободок. Центральная часть кокарды плоская и состоит из концентрических эллипсовидных полосок. Первая (внешняя) и третья полоски покрыты оранжевой эмалью, вторая и четвертая – черной эмалью.
Кокарда нижних чинов
- металлическая, серебристого цвета, овальной формы. Боковая поверхность кокарды выпуклая, гладкая. Центральная часть кокарды плоская и состоит из концентрических эллипсовидных полосок. Первая (внешняя) и третья полоски покрыты оранжевой эмалью, вторая и четвертая – черной эмалью.
Кокарда кадетов и воспитанников
- металлическая, серебристого цвета, овальной формы. Боковая поверхность имеет 32 коротких луча. Центральная часть кокарды плоская и состоит из концентрических эллипсовидных полосок. Первая (внешняя) и третья полоски покрыты оранжевой эмалью, вторая и четвертая – черной эмалью.

Кокарды полевые

- кокарды металлические оксидированные (темно серо-зеленого цвета). По форме и размеру полностью повторяют парадные.

Шевроны
Все права защищены https://kazak40klg.ru/©
Разработчик Халиманов Н.А
nikitahalimanov224@gmail.com
Made on
Tilda